Психолог

Психокоррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПРР), имеет две основные задачи: оказывать помощь в преодолении их специфической незрелости и содействовать в разрешении индивидуальных и межличностных проблем.

Целенаправленное проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей, облегчает процесс адаптации к новым условиям. Занятиям игровой деятельностью проходят под руководством психолога в недирективной форме. Детям предоставляется возможность организовывать сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации практически на любой сюжет, проецировать в игровую ситуацию все свои проблемы, связанные с различными трудностями.

Особое значение имеет применение игровой деятельности в работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптивных форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к учению. Именно сюжетно-ролевая игра может способствовать постепенному формированию у ребенка положительного отношения к обучению, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие у него интереса к окружающему миру.

На основании имеющегося опыта профилактической и психо-коррекционной работы для детей с ЗПР мы выделяем следующие ее этапы:

1. Диагностика личностных особенностей ребенка, его межличностных отношений с точки зрения возможностей возникновения зон психологической напряженности.

2. Диагностика адекватности проводимых воспитательных воздействий в семье

3. Психокоррекционная работа с ребенком и повышение психологической грамотности родителей

- индивидуальное и групповое обсуждение психологических проблем;

- проведение индивидуальной и групповой психотерапии с семьями детей;

4. Повторная диагностика зон психологической напряженности для оценки результативности психокоррекционных мероприятий.

Успешность индивидуальной психокоррекционной работы с детьми во многом определяется умением психолога создать атмосферу доверительности и открытости. Психолог использует индивидуальные и групповые методы коррекции по типу социально-психологического тренинга, которые направлены на формирование у ребенка чувства собственной ценности, уважения к личности родителя и другого ребенка, на выработку навыков адекватного самовыражения. Формирующееся в процессе психокоррекционных занятий позитивное восприятие себя и партнеров по общению устраняет у детей негативное отношение к окружающим людям, эмоциональную лабилность.